АВТОВАЗ и Тольяттинский государственный университет создают передовую инженерную школу гибридных технологий (ПИШ) «ГибридТех». О подведении итогов конкурсного отбора на создание ПИШ 11 декабря объявил Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. Общее финансирование ПИШ «ГибридТех» до 2030 года составит почти 3 млрд рублей, при этом на исследования и разработки будет потрачено 55% всех средств передовой инженерной школы.
Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов рассказал, что перед АВТОВАЗом сегодня стоит масштабная задача и по достижению технологического суверенитета в производстве того модельного ряда, который сегодня в активе у Волжского автомобильного завода, и по созданию новых моделей. Таких как LADA Aura, моделей нового кроссовера и ряда электромобилей, которые тоже будут производиться в линейке продуктов АВТОВАЗа. – Конечно, мы нацеливаем Тольяттинский госуниверситет и совместный проект по созданию Передовой инженерной школы «ГибридТех» и на реинжиниринг существующего модельного ряда, и на разработку новых моделей, принципиально новых конструкторских разработок, в том числе силовых установок и всего того, из чего состоит автомобиль, – прокомментировал Максим Соколов.
– Фронтирная задача ПИШ «ГибридТех» – разработка в интересах автомобилестроения и смежных отраслей комплекса гибридных и комбинированных технологий с необходимым оборудованием, а также подготовка инновационномыслящих инженеров, способных обеспечить дальнейшее развитие АВТОВАЗа и отрасли в целом, – рассказал руководитель ПИШ «ГибридТех» Александр Селиванов, директор института машиностроения ТГУ.
Он обратил внимание на то, что отрасль обеспечивает работой почти 3 млн человек и дает оборот свыше 3 трлн рублей. АВТОВАЗ – системообразующее ядро отрасли – увязывает между собой полторы тысячи поставщиков и свыше 300 дилеров. Доля рынка АВТОВАЗа в России уже достигла 37%.
Программа исследований и разработок ПИШ включает четыре взаимосвязанные научно-технологические программы и 39 проектов, ориентированных на создание материалов с уникальными свойствами, повышение производительности и энергоэффективности техпроцессов, обработку трудно обрабатываемых материалов, а также повышение стойкости инструментов.
Участие в их реализации подтвердил генеральный партнер – АВТОВАЗ и еще семь компаний. Для разработки «заблокированных» комплектующих и оборудования в ТГУ создается инжиниринговый центр. Центры компетенций ТГУ трансформируются в Центр превосходства мирового уровня в гибридных и комбинированных технологиях. Все это станет базой подготовки высоко квалицированных инженеров.
«Чтобы у студентов было время на проектную работу с наставниками, мы переводим часть лекций в электронный формат. Используем новую схему разделения труда, чтобы быстро снимать профессиональное содержание с профильных специалистов и трансформировать его в актуальные онлайн-курсы, - рассказал об изменениях в образовательной политике ректор ТГУ Михаил Криштал. - Студенты будут работать на практике с абсолютно реальными кейсами, полученными от индустриальных партнеров. Это приведет к нулевому периоду адаптации их при трудоустройстве. Мы выделяем три инженерные позиции: исследователь, разработчик и системщик (или интегратор). Для каждой позиции разработана матрица компетенций, входные и выходные требования».
АВТОВАЗ как генеральный партнер гарантировал софинансирование программы ПИШ «ГибридТех» в размере 1,383 млрд рублей, из них на НИОКР 1,244 млрд рублей. Еще 230,4 млн рублей в год – софинансирование из федерального бюджета. Эта сумма соответствует второй группе из трех, к которым отнесены все 20 победителей конкурсного отбора 2023 года.
Для руководства инженерной школой привлечены ведущие ученые и инженеры, в том числе из Российской академии наук и Национальной академии наук Беларуси. Программу инжиниринга и реинжиниринга возглавит главный конструктор АО «АВТОВАЗ» Сергей Аманов, который также будет осуществлять научное руководство ПИШ в целом. За стратегическое управление отвечает Координационный совет ПИШ. Его возглавит Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов или один из вице-президентов, членов правления АВТОВАЗа. Ректор ТГУ Михаил Криштал будет курировать ПИШ от ТГУ.
Цель федерального проекта «Передовые инженерные школы» – обеспечение передовыми квалифицированными кадрами высокопроизводительные экспортоориентированные секторы экономики страны, поддержка вузов в сфере подготовки инженеров для достижения технологической независимости. Проект был запущен Министерством науки и высшего образования России при поддержке Правительства РФ в 2022 году.
В 2023 году 57 российских университетов допущены до выступления на получение статуса ПИШ, только 20 получили право открыть передовую инженерную школу. Количество школ в стране, таким образом, увеличится с 30 до 50. Конкурсный отбор проводил Совет под руководством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова.
Каждый из 20 вузов — победителей отбора 2023 года отнесен к одной из трех групп в зависимости от финансирования из федерального бюджета. В первой группе с софинансированием по 340,4 млн рублей в год только 5 вузов, включая Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (г. Москва) и Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург). Вторую группу открывает Тольяттинский госуниверситет с софинансированием 230,4 млн рублей. В группе 9 вузов. В третьей группе с софинансированием 120,4 млн рублей – 6 вузов.
АВТОВАЗ и ТГУ создают передовую инженерную школу гибридных технологий
11.12.2023