АВТОВАЗ рассказал о финансовых результатах деятельности в 2016 году. Финансовые показатели Группы АВТОВАЗ улучшились за счет достижения высокой доли LADA на российском рынке легковых автомобилей, которое было обусловлено коммерческим успехом новых моделей LADA, а также благодаря проводимым компанией мероприятиям по реструктуризации, по снижению затрат и за счет более благоприятного курса валют.
В 2016 году АВТОВАЗу, несмотря на сокращение российского авторынка на 12%, удалось увеличить по сравнению с 2015 годом выручку на 4,8% до 184,9 миллиардов рублей. Основными драйверами роста выручки, как отмечают в компании, стали грамотная ценовая политика и высокий спрос потребителей на новые модели LADA Vesta и LADA XRAY. На российском рынке розничные продажи LADA в прошлом году составили 266296 штук, что на 1% меньше, чем в 2015 году. Доля LADA на рынке РФ выросла на 2,2 пункта до 20,1%. На экспортных рынках продажи LADA, согласно с данными регистраций в 32 странах, составили 18511 автомобилей. Совокупные продажи автомобилей LADA в России и за рубежом в прошлом году достигли 284807 автомобилей.
На заводах в Тольятти и Ижевске объем производства автомобилей четырех брендов, а именно LADA, Renault, Nissan и Datsun, включая сборочные комплекты превысил 408 тысяч штук.
Операционный убыток Группы АВТОВАЗ, рассчитанный до обесценения и затрат на реструктуризацию, составил в 2016 году 15,6 миллиардов рублей. По сравнению с 2015 годом показатель снизился на 36,8%. Расходы на обесценение и реструктуризацию, как уточняют в компании, составили -25,0 миллиардов рублей. Чистый убыток АВТОВАЗа, включая обесценение и затраты на реструктуризацию в прошлом году составил 44,8 миллиардов рублей.
Баланс Группы АВТОВАЗ по состоянию на 31 декабря 2016 года отражает увеличение акционерного капитала на 26,1 миллиардов рублей, которое было проведено в декабре прошлого года.
На АВТОВАЗе также рассказали подробно за счет каких мер по оздоровлению предприятия было достигнуто улучшение финансовых результатов в 2016 году.
1. Снижение затрат на закупки автокомпонентов путем дополнительной локализации , а также за счет мероприятий Монозукури с поставщиками. Монозукури представляет собой японский подход к оптимизации затрат, которые связаны с продуктом и процессами, при участии всех непосредственно задействованных подразделений автопроизводителя и поставщиков.
2. Оптимизация использования производственных площадей в Тольятти путем перевода производства с 5 линии на 3 линию сборки автомобилей. Это повысило коэффициент использования мощностей.
3. Повышение эффективности работы сотрудников и оборудования, использование Системы производства Альянса (APW – Alliance Production Way) и применение других лучших практик бережливого производства.
4. Снижение общих и административных затрат АВТОВАЗа, в том числе сокращение консалтинговых расходов.
5. Снижение уровня запасов, а также оптимизация других элементов рабочего капитала. На конец года запасы были снижены по сравнению с 2015 годом на 3,6 миллиардов рублей (-15%), несмотря на увеличение в четвертом квартале продаж на 20%.
Президент АВТОВАЗа Николя Мор заявил, что благодаря активному вкладу каждого сотрудника и партнера АВТОВАЗа интенсивные меры по оздоровлению предприятия показывают первые положительные тенденции в финансах. По словам главы компании, основная цель предприятия «выйти на точку безубыточности операционной деятельности в 2018 году». Николя Мор также сообщил, что компания прилагает все усилия, необходимые как восстановления АВТОВАЗа и развития бренда LADA, так и для сохранения лидерства на рынке России и увеличения объемов экспорта.
Председатель Совета директоров АВТОВАЗа Сергей Скворцов в свою очередь рассказал, что Совет директоров в декабре 2016 года среднесрочный план развития АВТОВАЗа одобрил единодушно, тем самым полностью поддержав менеджмент Компании. Скворцов также отметил, что в компании констатируют: российский рынок меняется в позитивном направлении. При этом российское правительство на 2017 год продлило эффективные программы поддержки автомобильной промышленности. Речь идет о программе обновления автомобильного парка, субсидированным процентам по займам, субсидиям по экспорту.
Заместитель председателя Совета директоров АВТОВАЗа, который представляет Альянс Renault-Nissan, Дени Ле Вот также поддержал мероприятия по оздоровлению АВТОВАЗа. Он заявил, что Альянс делится с АВТОВАЗом лучшими практиками по качеству, производству, инжинирингу и технологиям. В выполнении Среднесрочного плана АВТОВАЗ полностью поддерживает Renault. Более того Альянс и далее намерен развивать бренд LADA.